Правила дорожного движения 2021

Последняя редакция Правил Дорожного движения РФ 2021 с пояснениями.

Билеты ПДД

Актуальная версия экзаменационных билетов по Правилам дорожного движения РФ 2021 для категорий "А", "В", "М".

Экзамен ПДД

Предварительная проверка знаний Правил дорожного движения РФ 2021 экзамен онлайн 20 билетов как в ГИБДД.

Где и как можно ездить на мопедах, скутерах и электросамокатах, а что им запрещено

Где и как можно ездить на мопедах, скутерах и электросамокатах, а что им запрещено

Мощные электросамокаты, которых становится все больше, возродили в умах пешеходов и водителей вопрос: за что их можно ненавидеть официально, а за что только лично? Иными словами, где они могут ездить по ПДД, а где им появляться запрещено? Давайте вспомним, к какой категории относятся электросамокаты, а также маломощные скутеры и прочая самодвижущаяся техника, и исходя из этого выясним, какими правами и обязанностями обладают их наездники.

К какой категории относятся электросамокаты?

В ПДД понятия «электросамокат», разумеется, нет. Все транспортные средства здесь разделены на три ключевых категории: велосипеды, мопеды и мотоциклы.

Но начать стоит даже не с велосипедов, а с пешеходов. Ведь ПДД указывают, что «к пешеходам приравниваются лица, <…> использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства». То есть, по правилам самокатчики вообще относятся к пешеходам, и из этого проистекает большая часть проблем. Они, в отличие от велосипедистов, не сходят с самоката на пешеходных переходах (ведь они уже пешеходы), ездят по тротуарам (ведь тротуар – это зона движения пешеходов) и так далее. При этом подавляющее большинство самокатов, включая прокатные, имеют заявленную «документальную» мощность до 250 Вт, что исключает возможность признать их механическим транспортным средством.

Велосипед по ПДД – это транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности – при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. Главное, что нужно выделить из этого определения – мощность двигателя, не превышающую 250 ватт. Как мы уже поняли, вопрос принадлежности самокатов к велосипедам остается открытым: у него нет «педалей или рукояток», и разные суды в своих делах относят самокатчиков то к велосипедистам, то к пешеходам. К этому вопросу мы еще вернемся при поддержке ГИБДД, а пока просто отметим, что электросамокаты с мотором до 250 Вт не относятся к мопедам и могут также двигаться по правилам для велосипедистов.

Мопед – это двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики. Из всего этого мы выделим три критерия: максимальная скорость не выше 50 км/ч, ДВС объемом не более 50 кубов или электродвигатель мощностью от 250 Вт до 4 кВт. Практика показывает, что большинство популярных электросамокатов в продаже оснащено моторами мощнее 250 Вт. То есть, электросамокаты с мощными моторами относятся к мопедам, и именно о такой технике мы сегодня поговорим.

Мотоцикл – это двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. В продаже есть экстремальные модели полноприводных электросамокатов мощностью выше 4 кВт, способные разгоняться до 70-85 км/ч. Да и некоторые менее мощные модели тоже могут перевалить за ограничение в 50 км/ч – как, впрочем, и бензиновые скутеры-«полтинники». По закону все эти быстрые двухколесники относятся уже не к мопедам, а к мотоциклам.

Где можно ездить на мопедах и электросамокатах?

Движение велосипедистов и мопедов в основном регламентируется разделом 24 ПДД. Пункт 24.7 перечисляет все варианты того, где можно ехать на мопеде (включая электросамокаты с мотором мощнее 250 Вт). Согласно ему, «водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов». Кроме того, «допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам».

Напомним, что полоса для велосипедистов – это полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

Где и как можно ездить на мопедах, скутерах и электросамокатах, а что им запрещено

Под эти знаки в соответствующем направлении можно ехать на мопеде, в том числе – бензиновом скутере с мотором до 50 кубиков или мощном электросамокате.

Формально ПДД не запрещают движение мопедов в велосипедной зоне. По правилам велосипедная зона – территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой̆ обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1. То есть, мопеды в списке разрешенных к движению не упомянуты. Но пункт 24.11 ПДД указывает, что в велосипедной зоне велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами. А так как мопед – это механическое транспортное средство, правила фактически предусматривают его пребывание в велосипедной зоне.

Где и как можно ездить на мопедах, скутерах и электросамокатах, а что им запрещено

В велосипедной зоне двигаться на мопеде не запрещено, но велосипедисты имеют преимущество

При этом на мопеде нельзя ехать по велосипедной дорожке. Напомним, что велосипедная дорожка – это конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

Где и как можно ездить на мопедах, скутерах и электросамокатах, а что им запрещено

Под этот знак ехать на мопеде, в том числе мощном электросамокате, запрещено.

Отдельно отметим, что горизонтальная разметка для велосипедной дорожки и для велосипедной полосы одинаковая: это разметка 1.23.3 с изображением велосипеда.

Где и как можно ездить на мопедах, скутерах и электросамокатах, а что им запрещено

То есть, если рядом нет знаков, нужно руководствоваться пониманием того, что велополоса конструктивно не отделена от проезжей части, а велодорожка отделена. Соответственно, по первой можно ехать в том числе на мопедах и мощных электросамокатах, а по второй – нет.

Итак, приведем полный список зон, где можно ехать на мопеде и в том числе мощном электросамокате:

  • по правому краю проезжей части в один ряд;
  • по полосе для велосипедистов;
  • по обочине, если это не создает помех пешеходам;
  • в велосипедной зоне, предоставляя преимущество велосипедистам.

Нужны ли права для управления мопедом и электросамокатом?

Часть 1 статьи 25 федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 устанавливает, что право на управление мопедами и легкими квадрициклами дает категория «M». При этом право на управление транспортными средствами категории «M» дает водительское удостоверение любой категории – например, «А», «В», «ВС» и так далее. То есть, для управления мопедом или мощным электросамокатом нужны права категории М или любой другой. При этом права категории М можно получить с 16 лет. То есть, до 16 лет ездить на мощных электросамокатах вообще запрещено, а с 16 лет – только при наличии прав категории М.

Можно ли перевозить пассажиров на мопеде и электросамокате?

Возможность перевозить пассажиров на мопеде и в том числе электросамокате устанавливается пунктом 24.8 ПДД. Он запрещает водителям мопедов перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства, а также перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест. То есть, ехать вдвоем на скутере с двухместным сиденьем вполне можно, а вот электросамокаты обычно предполагают езду стоя или сидя на велосипедном сиденье и конструктивно не предусматривают возможности перевозки пассажиров. То есть, ехать вдвоем на электросамокате, «обняв» пассажира или «прицепив» его за себя, запрещено.

Можно ли ездить на мопеде и электросамокате без шлема?

Еще одно важное условие езды на мопеде, и в том числе мощном электросамокате – это обязательное ношение шлема. Оно тоже устанавливается пунктом 24.8 – он указывает, что водителям мопедов запрещено двигаться по дороге без застегнутого мотошлема. То есть, для езды на электросамокате с мотором мощнее 250 Вт тоже обязательно нужен шлем, причем не велосипедный, а мотоциклетный.

Что запрещено водителям мопедов и электросамокатов?

Пункт 24.8 содержит список того, что запрещено велосипедистам и водителям мопедов:

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Кроме того, пункт 24.9 указывает, что запрещена буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

В чем проблема электросамокатов?

Ключевую проблему, связанную с контролем движения электросамокатов, мы уже упоминали. Дело в том, что подавляющее большинство таких самокатов, включая прокатные, формально имеют моторы мощностью до 250 Вт и поэтому не отнесены к мопедам. Ведь чтобы сдать в аренду мопед, нужно убедиться в наличии у арендатора водительских прав категории М (или любой другой), предоставить ему шлем или убедиться в наличии у него собственного шлема, убедиться, что ему есть как минимум 16 лет… Арендодателям эти сложности не нужны – особенно с учетом того, что за передачу управления лицу, не имеющему водительских прав, предусмотрен штраф в 30 тысяч рублей. А сдать в аренду электросамокат до 250 Вт можно безо всяких документов и требований – ведь по ПДД водитель такого самоката является пешеходом.

Той же логикой руководствуются и владельцы электросамокатов любой мощности: хочешь – езжай по тротуару или пешеходной зоне, как пешеход, хочешь – по велополосе или велодорожке, как велосипедист, а хочешь – по обочине или правому краю проезжей части, как мопед. Ведь вся эта техника никак не регистрируется, а в документах на нее зачастую указывается «нужная» мощность, и в результате доказать, что водитель самоката неправ, крайне сложно. Не секрет, что 50-кубовые скутеры тоже легко дорабатываются до объема в 65-70 кубиков и разгоняются до 80 и более километров в час, но водители бензиновых скутеров обычно не ездят по тротуарам и велодорожкам, а форсируют технику, чтобы быстрее ездить по дорогам без регистрации. Электросамокаты же пока остаются трудно классифицируемой и слабо контролируемой категорией транспорта, которая нередко доставляет проблемы и пешеходам, и велосипедистам, и автомобилистам, и другим участникам движения.

Источник: www.kolesa.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.