Правила дорожного движения 2021

Последняя редакция Правил Дорожного движения РФ 2021 с пояснениями.

Билеты ПДД

Актуальная версия экзаменационных билетов по Правилам дорожного движения РФ 2021 для категорий "А", "В", "М".

Экзамен ПДД

Предварительная проверка знаний Правил дорожного движения РФ 2021 экзамен онлайн 20 билетов как в ГИБДД.

Тянуть не надо дёргать: как выбрать буксировочный трос

Тянуть не надо дёргать: как выбрать буксировочный трос0

Возить с собой трос в багажнике – это хорошая привычка. Особенно зимой, когда он может выручить и того, кто его с собой возит, и того, кто его не возит, но неожиданно застрял где-то на обочине или в сугробе. А если вы счастливый обладатель машины с механической коробкой передач и слабым аккумулятором, то трос иногда может заменить и стартер, причём сделать он это может очень эффективно. Есть только один вопрос: как этот трос выбрать?

Буксировать или вытаскивать?

Любители внедорожных покатушек про тросы знают всё и даже чуть больше, а вот рядовым и особенно не очень опытным автовладельцам напомним, что существуют разные типы тросов, которые можно поделить на две основные группы: динамические и простые буксировочные.

Динамические (они же рывковые) тросы – это тросы, которые умеют растягиваться. Принцип их действия можно сравнить с пружиной: при натяжении буксировщиком динамические тросы тянутся, накапливая энергию, затем начинают сокращаться и вырывают застрявшую машину из засады. Ну или не вырывают, если засада слишком серьёзная. Главное – ими не получится дёрнуть машину резко, ударом. А ещё они замечательно накапливают усилие, отчего именно выдёргивать ими проще, чем просто тянуть за собой. Такие тросы любят джиперы. Хотя, если честно, они любят всё – от такой динамической стропы до железного троса на своей лебёдке, потому что у каждого троса есть свои преимущества, если уметь им пользоваться. А джиперы обычно это умеют.

Тянуть не надо дёргать: как выбрать буксировочный трос1

Обычные буксировочные тросы не растягиваются. Если попытаться не вытянуть, а выдернуть застрявшую машину таким тросом, можно получить хороший удар от неожиданного жёсткого рывка и клюнуть лицом в руль. А можно и вырвать буксировочный крюк или кусок кузова очень старой и слишком гнилой машины. В первую очередь это относится к стальным тросам, но умеючи можно развалить машину и простой эластичной стропой с хорошим тяговым усилием. 

Простые тросы (не динамические) могут быть неметаллическими (ленты или канаты) или металлическими. Чтобы понять, какой трос подойдёт лучше всех, нужно определиться, зачем он вообще нужен.

С джиперами всё ясно: их машины частенько застревают, так что им в первую очередь требуется трос для эвакуации застрявшего автомобиля. Тут, как говорили выше, все средства хороши: иногда хватит динамической стропы, иногда потребуется лебёдка со стальным тросом да ещё и с каким-нибудь полиспастом. Иногда – всё сразу. Оставим эти развлечения любителям колесить по диким местам – их вкусы слишком специфичны, и они сами знают, что им выбрать. Обычному автолюбителю таскать с собой неприлично дорогую десятиметровую динамическую стропу с заявленным тяговым усилием тонн в 12 необходимости нет. Но тем не менее именно динамическая стропа – отличный вариант троса для вытаскивания застрявшей машины. Если, например, приходится зимой регулярно ездить куда-нибудь на дачу, где никогда не чистят дороги, или просто за городом, то динамический трос может очень пригодиться. И уж тем более, если коробка передач автомобиля – какой-нибудь вариатор, который очень боится буксировки. Таскать такую машину «на галстуке» всё равно нельзя (если что – придётся вызывать эвакуатор), а выдернуть её из снежного плена будет удобнее именно динамическим тросом.

Тянуть не надо дёргать: как выбрать буксировочный трос2

Другое дело – автомобиль с механической коробкой передач, да ещё и не совсем новый. Такие старенькие повидавшие жизнь машины могут подбрасывать некоторые неприятные сюрпризы, а буксировки тросом они не боятся. В багажник такой машины лучше бросить простой трос: его стоимость ниже, чем хорошего динамического, а буксировать машину проще таким тросом. Да, рывок при старте с ним, конечно, заметнее, чем с динамическим тросом, зато его длина неизменна, и часто это удобнее, чем следить за натяжением динамической стропы. Если что, простым тросом проще запустить мотор едущей «на галстуке» машины, что в случае со старым автомобилем особенно актуально.

Теперь перейдём ко второму вопросу: если с динамической стропой всё понятно (берём пачку денег и идём в магазин), то с простым тросом немного сложнее. Какой лучше выбрать: канат, ленту или металлический трос?

Главное – петли

У металлического троса есть только одно преимущество: его сложнее порвать. Правда, пока он не проржавел и не прогнил. Пока он новый, иногда он может действительно выручить. Но хлопот с ним много.

Во-первых, его лучше не трогать руками без перчаток: со временем он может начать «лохматиться», и повредить им руку проще простого. Во-вторых, после каждого использования его желательно просушить, иначе он будет ржаветь. В-третьих, он занимает много места в багажнике. Ну и, наконец, он практически не способен растягиваться, отчего буксировать им нужно умеючи: рывок при старте с металлическим тросом получается серьёзным. Допустим, вы умеете буксировать, но уверены ли вы, что тот, кого вы попросите о помощи, умеет это делать не хуже вас? Не факт. Одним словом, такой трос – это больше для фанатов металла.

Тянуть не надо дёргать: как выбрать буксировочный трос3

Неметаллического троса хватит в большинстве случаев. Им, так же, как динамической стропой, можно вытащить машину из сугроба, а при необходимости – и отбуксировать автомобиль до дома или автосервиса. Выбор его типа – полиэстеровая лента или канат – не так уж важен. Важнее, как сделаны его концы. Трос редко рвётся по живому, и наиболее его слабые места – это петли. Поэтому при выборе неметаллического троса важно оценить, как они сделаны. Если на петлях ленты торчат нитки – это очень плохо. Хорошая петля прошита не только периметру, но и крест-накрест. Петли каната могут быть разными: они могут быть вплетены в канат и обжаты металлической обоймой, могут быть просто привязаны или их может вовсе не быть. В последнем случае канат придётся либо привязывать к буксировочной проушине (или петле), или использовать такелажные скобы – шаклы. Второе, конечно, предпочтительнее, но если слово «шакл» наводит ужас, можно сделать на канате петлю и продеть в неё баллонный ключ – надёжный дедовский метод фиксации троса. А вот привязывать трос (любой неметаллический) прямо к проушине – это слегка безрассудно, потому что этот узел может так затянуться, что трос придётся разрезать. А это делать обидно. Так что если с вязанием узлов у вас в жизни как-то не сложилось, обратите внимание на наличие петли или крепёжного устройства. На лентах эти вещи есть всегда, на некоторых канатах их нет.

Тянуть не надо дёргать: как выбрать буксировочный трос4

Кстати, карабины, которыми часто оснащены не самые дорогие тросы, – вещь тоже не самая надёжная. Конечно, выглядит легко: защёлкнул такой карабин на буксировочной петле или крюке автомобиля, дёрнул, отстегнул – и всё. В жизни часто бывает иначе: защёлкнул карабин, дёрнул, он разогнулся и полетел под действием натянутого троса в машину. А это не просто обидно, но и опасно, поэтому лучше не цеплять его к проушине, а протянуть через проушину трос, и уже на нём защёлкнуть карабин. Получится что-то типа полиспаста, что сильно снизит нагрузку на карабин.

В чём опасность?

Буксировка – занятие на самое простое, и подходить к нему надо ответственно. В первую очередь нужно вспомнить про существование правил дорожного движения. Не случайно мы ничего не сказали о длине троса – её особо выбирать не приходится, потому что она прописана в ПДД и должна составлять от четырёх до шести метров. И ещё трос должен быть обозначен флажками или щитками – это тоже правило. Тут выбора нет. Выбор есть в отношении указанной производителем рабочей и разрывной нагрузки, но и тут нет необходимости ломать голову. В обычной жизни достаточно посмотреть в свидетельстве о регистрации массу своей машины и умножить её на два. Получится та рабочая нагрузка, на которую должен быть рассчитан трос. То есть, для двухтонной машины вполне хватит троса с рабочей нагрузкой четыре тонны. Повторю ещё раз: всё это относится только к нормальным людям, а не джиперам, у которых требования выше.

Тянуть не надо дёргать: как выбрать буксировочный трос5

Самое плохое, что может случиться с тросом, это его обрыв. От этого никто не застрахован, поэтому свести к минимуму его последствия необходимо. Для этого нужно использовать гасители, которые требуется повесить на трос. Можно купить специальные гасители – утяжелители, которые продаются в магазинах. А можно просто повесить на трос куртку, которая не даст порвавшемуся тросу залепить крюком в машину или в того, кто окажется поблизости. 

Второй момент касается вкручиваемых буксировочных крюков, которые сейчас обычно используются на легковых машинах. Штука, конечно, классная, с претензией на эстетику, но имеет одну особенность – может сломаться в районе резьбы. Поэтому вкручивать её нужно до конца, а дёргать за неё лучше строго соосно, а не на изгиб. Иногда это невозможно, и машину приходится тащить вбок, и в этом случае лучше делать это не рывком и обязательно – с гасителем на тросе. И без лишних зрителей в непосредственной близости.  Впрочем, техника буксировки – это уже другая тема.

Тянуть не надо дёргать: как выбрать буксировочный трос6

Последнее, о чём хотелось бы напомнить сегодня, это о необходимости при буксировке соблюдать правила дорожного движения. Вспомнить их можно здесь, а можно открыть сборник ПДД и перечитать их полностью: сделать это лишний раз многим будет не вредно. Так, на всякий случай.

Источник: www.kolesa.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.